Ad 468 X 60

четверг, 12 сентября 2013 г.

Widgets

Структурное напряжение, часть 1: введение


В этой серии постов я коснусь темы так называемого «Структурного напряжения» (structural tension) — полу-техники, полу-образа мышления, основанного на творческом процессе. Задача техники (если совсем грубо говорить) — реализация целей, как конкретно творческих, так и вообще любых.


Откуда это?

Термин ввел, как и создал эту систему, некий Роберт Фритц. В России он не очень-то известен, книги его на русский не переведены (во всяком случае, на текущий момент по моим данным). Ну да и нам с вами особо вдаваться в детали, кто он есть, не нужно. Так, коротенько, можно сказать, что изначально он был композитором, а потом заинтересовался природой творческого процесса, пробовал себя в разных областях, вроде даже и кино снимал, и вот книжки писал. И в итоге родил не одно писание на сей счет, проводил семинары, курсы (да и сейчас, кажись, проводит), ну и вот так и живет.
К слову, самая его популярная книга — «Путь наименьшего сопротивления» («The path of least resistance», если кто вдруг захочет почитать).

Зачем надо

Техника полезна как для улучшения творческого процесса и для достижения творческих целей, так и для достижения целей вообще. Позволяет очень быстро определить действия, которые приведут к реализации цели, и смотивироваться на их выполнение. Если есть проблемы с мотивацией или продуктивностью — обязательно попробуйте этот процессик, заряжает очень недурно.

Быстрая теория

Подо все это дело подведена определенная теоретическая основа — все в жизни нашей движется по пути наименьшего сопротивления внутри жестких структур (в качестве метафоры приводится русло реки и течение воды по нему), соответственно, чтобы изменить результат какого-либо жизненного процесса, нужно изменить структуру, которой он подчиняется (ну логично — надо поправить русло, чтобы речка потекла в другом направлении). Однако, напрямую тягаться с гадкой структурой не выйдет, поэтому предлагается создать более крупную структуру, которая эту мелкую в себя поглотит и переборет. Согласитесь, в одном абзаце это все звучит нифига не понятно. Ну и шут с ним.
Меня в первую очередь интересует практическая часть, теорию-то можно подвести любую. Вполне возможно, чуть позже я напишу отдельный пост, где подробнее раскрою всю Робертову подоплеку, но сейчас перейдем к полезностям, то есть к вопросу «А как же создать эту новую клевую структуру и что делать-то вообще».

Общий принцип процесса

Вся техника структурного напряжения является довольно универсальной, но в нашем случае мы хотим главным образом ее применить к делу творчества. В любом случае, первым шагом всегда будет оставаться вопрос «А чего хотим-то?». То бишь, по сути, банальная постановка цели. Из-за чего достал ты технику эту из чулана? Написать песню, сценарий, симфонию, энциклопедию, стишок? Тут главное просто самому зафиксироваться, да и все.
Однако, есть довольно важный вопрос крупности цели. Фишка вся в том, что этот процесс лучше себя проявляет на более мелких целях. Говоря о размере целей, я тут в первую очередь ориентируюсь на временные рамки их достижения. «Мелкие» — это не более месяца-двух, лучше меньше. Более крупные, конечно, тоже можно, но тянет хуже. Как обращаться с большими целями в рамках данной техники, мы отдельно поговорим в другом посте.
Ладно, зафиксируемся — первым делом надо поставить не очень огроменную цель. Назовем это нулевым шагом даже. С нумерацией прям как-то солиднее, ага?
А далее повторяется цикл из нескольких пунктов.

Алгоритм процесса

  1. Описание желаемого результата («вИдение», или ЖР);
  2. Описание текущей реальности (ТР) по отношению к желаемому результату;
  3. Ощущение «структурного напряжения» между этими двумя описаниями;
  4. Выцепление действия, которое можно совершить прямо сейчас, чтобы приблизить текущую реальность к желаемому результату, и его совершение, собственно;
  5. Получение обратной связи после совершения действия и возвращение к пункту 1.
Этот цикл Фритц назвал «процессом обучения». Почему так? Просто после совершения действий и получения от них отдачи в виде обратной связи, как правило, меняется текущая реальность (а порой пересматривается и дополняется картина желаемого результата). Как следствие, меняется степень различия между желаемым и действительным. Коли так, значит, совершенное действие принесло полезный опыт, иными словами, обучило тому, как дальше лучше двигаться в сторону реализации цели.
Да-да, простое перечисление этих шагов пока что никак не прояснило, что к чему. Дальнейшим прояснением же займемся в следующем посте. Честно-честно! :)
Кстати, а как вы справляетесь с какими-нибудь творческими али мотивационными затыками?

Поделиться   

0 коммент.: